Фрагмент для ознакомления
2
1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
1.1 Значение и сфера применения гражданско-правового договора поставки
Гражданско-правовой договор поставки на сегодняшний день является одной из наиболее распространенных форм реализации товаров между предпринимателями, организациями.
Многие ученые придерживаются мнения о том, что оптовый оборот товаров, а вместе с ним возникающие отношения между продавцами и потребителями следует рассматривать как отношения поставки товаров .
Гражданско-правовой договор поставки обычно относят к предпринимательским договорам, и связано это с тем, что его участниками являются предприниматели либо коммерческие юридические образования, занимающиеся предпринимательской, торговой, закупочной, посреднической и иной деятельностью.
К предпринимательской деятельности законодательство относит деятельность, осуществляемую лицом самостоятельно, на свой риск и систематически приносящую прибыль.
Главным признаком, квалифицирующими предпринимательскую деятельность, является систематический характер получения прибыли.
Предпринимательский договор поставки обладает характерными особенностями. Главной особенностью является субъективный состав, его участниками являются коммерческие юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, зарегистрированные в этом качестве в территориальных налоговых органах.
Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью обычные граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, равно как и не вправе быть участниками коммерческого договора.
Следующим признаком, характеризующим предпринимательский договор, является его возмездный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 423 Гражданского кодекса РФ участники предпринимательского договора поставки не могут заключать безвозмездную сделку, поскольку в силу ст. 168 ГК она может быть признана недействительной, так как нарушает требования закона.
Следующей особенностью, характеризующей договор поставки, является, с одной стороны, предоставление его участникам свободы договора, а с другой стороны, к нему предъявляются повышенные требования со стороны государственных органов.
Принцип свободы договора вмещает в себя такие понятия, как равенство его участников, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела .
Еще одной особенностью, характеризующей договор поставки, является порядок его заключения. Наиболее распространенными способами заключения предпринимательских договоров являются заключение публичного договора, договора на торгах, по результатам аукциона, на основании предварительного договора и т.д.
Договор поставки как предпринимательский договор основывается на принципе свободы договора. Указанный принцип следует понимать как право участников договора поставки по своему усмотрению, без принуждения кого бы то ни было решить вопрос о заключении договора или отказаться от его заключения.
Принцип свободы предполагает для его участников возможность самостоятельно выбирать партнеров.
Участники договора поставки вправе также самостоятельно выбрать вид договора, это может быть присоединение к уже выработанным условиям договора поставки. Участники вправе заключить договор поставки, условия которого соответствуют нормам ГК РФ или самостоятельно сформулировать иные условия договора. В любом случае, условия названного договора не должны нарушать права и законные интересы других лиц, не быть противным основам нравственности и правопорядка, не нарушать нормы Конституции РФ.
И хотя участники договора поставки самостоятельно формируют его условия, однако, признанные стандарты, применяемые в коммерческом обороте, должны в нем найти место. Так, правила коммерческого оборота установлены «Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров».
Гражданское законодательство относит договор поставки к разновидностям договора купли-продажи в связи с тем, что оба договора имеют идентичные юридические признаки, совпадение экономического содержания. Поэтому к регулированию договора поставки следует применять, в том числе, общие положения о купле-продаже, имеющие практическое значение.
Отличие договора поставки от договора купли-продажи состоит еще и в том, что объектом поставки выступают не все товары, а производимые и закупаемые поставщиком.
Еще одним отличительным признаком договора поставки является цель приобретения товара; а целью, как известно, является использование товара в предпринимательской деятельности. Если объект договора предназначен для личного, семейного и иного использования, то речь может идти только о договоре купли-продажи, а не о поставке.
Следует указать, что договор поставки характеризуется сложностью договорных связей, иногда в договоре участвует не только собственник-производитель, но и посредник, участвующий в договорных отношениях с целью извлечения прибыли.
Особенность договора поставки состоит не только в его субъективном составе, но и в возмездном характере отношений. Реализуя свободу и самостоятельность в осуществлении предпринимательской деятельности, юридические образования и индивидуальные предприниматели вовлекают в гражданский оборот оборотоспособные вещи, производимые поставщиком, посредством использования договорных отношений по поставке товаров и заключения договоров с разными предпринимателями, не ограничиваясь в пространстве только территории России, но и за ее пределами.
Договор поставки содержит в себе элементы купли-продажи. Различия в указанных договорах заключаются в том, что они не совпадают по времени заключения и исполнения договоров.
Участниками данного договора выступают поставщики-продавцы и оптовые покупатели-предприниматели, между которыми отношения строятся на долгосрочной основе.
Договор поставки сопряжен сложностью договорных связей. Стабильность договорных отношений по поставке товаров следует сочетать с конкретизацией на основе использования судебно-арбитражной практики. Являясь универсальной юридической формой, договор поставки опосредует не только сделки, но и материально-техническое обеспечение предпринимателей, как участников договора.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Аникин Б. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, Т. А. Родкина. – М.: Проспект, 2020. – 344 с.
3. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Дашков и К., 2021. – 372 с.
4. Бузукова Е. А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] / Е. А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2021. – 432 с.
5. Воробьева И. П. Экономика и управление производством [Текст] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. П. Воробьева, О. С. Селевич ; Нац. исслед. Томский политех. ун-т. – М.: Юрайт, 2021. – 191 с.
6. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум (для СПО) [Текст] / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2020. – 196 с.
7. Дунаев О. Н. Логистика – технология управления для нового этапа экономического роста [Текст] / О. Н. Дунаев // Логистика и управление цепями поставок. - 2020. - № 6. - С. 84-90.
8. Котерова Н. П. Экономика организации [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. - 288 с.
9. Павлович А. Эффективное управление закупками и запасами [Текст] / А. Павлович // Наука и инновации. – 2020. − № 9 (139). – С. 35-40.
10. Сергеев В. И. Управление цепями поставок [Текст]: учебник для бакалавров и магистров / В. И. Сергеев. – М.: Юрайт, 2019. – 379 с.
11. Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Н. Стерлигова, А. В. Фель. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 180 с.
12. Управление закупками в коммерческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т. Е. Евтодиева, Н. В. Иванова, Д. В. Ралык. – Самара, 2022. – 252 с.
13. Управление запасами в цепях поставок. в 2 ч. [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. В. С. Лукинского. – М.: Юрайт, 2021. – 358 с.
14. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – 491 с.
15. Федорова Н. В. Анализ методик эффективности оптовых закупок коммерческого предприятия [Текст] / Н. В. Федорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – Выпуск 2. – № 33. – C. 397-400.
16. Федюкин В. К. Управление качеством производственных процессов [Текст]: учеб. пособие / В. К. Федюкин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2019. – 232 с.
17. Фридман А. М. Экономика организации [Текст]: учеб. / А. М. Фридман. – М.: Риор : ИНФРА-М, 2021. – 239 с.
18. Шохин Е. И. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Е. И. Шохин. – М.: КноРус, 2021. – 318 с.
19. Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 685 с.
20. Эскиндаров М. А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М. А. Эскиндаров, М. А. Федотова. – М.: КноРус, 2019. – 480 с.